Задания 8 и 9 из ЕГЭ по литературе — номера с развернутым ответом. Выполнение требует проведения анализа текста по данному плану. Планируете получить максимальный балл? Решайте задание в соответствии с критериями. В статье разберем правила выполнения.
Задание 8
Задание 8 из ЕГЭ по литературе выполняется по следующему плану:
- Тезис. Отвечаем на вопрос, указанный в задании. Написание требует четкого ответа: не лейте «воду», не пишите абстрактно.
- Пояснение тезиса. Поясняем позицию — проверяющий должен понять ход мыслей.
- Разворачивание тезиса. Поясняем, как пришли к конкретному выводу. Отвечаем на вопрос «Почему я так считаю?».
- Иллюстрация, доказательство тезиса. Обращаемся к тексту, анализируем данный фрагмент по сюжету, средствам художественной выразительности, авторской позиции по данному вопросу. Отвечаем на вопрос «Что я вижу в тексте?».
- Вывод. Углубляем тезис в 1 предложении.
Разберем пример 8 задания. Возьмем произведение «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Вопрос стоит так: «В финальной сцене с семьей Аркадий не может произнести тост за товарища. Почему?»
Ответ выглядит следующим образом:
«Аркадий отказывается произносить тост за товарища вслух, понимая: присутствующие плохо относились к Базарову, а он нехорошо поступал с ними. Например, Павел Петрович получил ранение в дуэли, Николаю Петровичу не нравились наглые поступки и влияние на его сына, а Фенечка помнила поцелуй в беседке.
Аркадий со стыдом помнит, как пытался походить на товарища, стать нигилистом. Базаров резюмировал: “Ты нежная душа, ранимая”, намекая на невозможность Аркадия стать его сподвижником. В конце романа Аркадий отказывается от нигилизма, становится одним из дворян-либералов. Однако Базаров посеял смуту, разногласия в семье Кирсановых. Упоминать его за столом было опасно.
Автор исключает Базарова, описывая сцену с семьей Кирсановых, понимая: они предпочли бы забыть товарища Аркадия».
Задание 9
Задание 9 из ЕГЭ по литературе заключается в сопоставлении произведений. Выполняется по следующему плану:
- Даем краткий ответ на вопрос. Называем двух авторов, их произведения.
- Сопоставляем произведение. Ищем сходства, отличия с точки зрения темы, сюжета, композиции, образов, средств художественной выразительности, отношения автора.
- Обосновываем сопоставление. Упоминаем жанр, сюжет, мнение автора по поводу героев и функции используемых образов.
- Сопоставляем, обосновываем второе произведение.
Приведем краткий пример задания 9, соответствующий критериям. Отвечаем на вопрос «Расскажите о произведениях, в которых отражен конфликт человека и государства. Сравните их с рассказом А.И. Солженицына “Матренин двор”».
«Конфликт гражданина и государства — частая тема произведений русской литературы.
Например, Матрена и Акакий Акакиевич Башмачкин из произведения «Шинель» Н. В. Гоголя похожи слабостью перед должностными лицами. Они пытаются победить произвол (Акакий Акакиевич жалуется чиновнику, Матрена Игнатьичу), но результата нет.
Мастера из «Мастера и Маргариты» М. А. Булгакова нельзя назвать беззащитным, однако ему не удается победить чиновников МАССОЛИТА, которые считают, что искусство — всего лишь средство заработка. Мастер не одолел их: слишком слаб перед государством».
У вас есть пример выполнения №8 и №9 из ЕГЭ по литературе. Пользуйтесь планом: у вас обязательно получится писать собственные ответы на вопросы. Планируете практиковаться с опытными преподавателями? Записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ в центр «Уникум» при Российском университете дружбы народов. Преимущество занятий:
- очный, дистанционный форматы;
- стандартные, мини-группы;
- скидка на первый курс обучения в РУДН при условии поступления на платное отделение.
Содержание данной статьи носит ознакомительный характер. Для подготовки к сдаче ЕГЭ пользуйтесь дополнительными источниками информации!