Эссе — важная часть экзамена по обществознанию, позволяющая заработать целых шесть первичных баллов. Задача школьника — выбрать одно из пяти высказываний (по философии, экономике, социологии, политологии или правоведению), раскрыть поднимаемую проблему с использованием аргументов. Для получения максимального балла необходимо не просто выучить теоретические основы предмета, но и быть начитанным, знать о событиях, происходящих в мире. Кроме того, важно умение высказывать свои мысли. Но не пугайтесь — мы поможем подготовиться к ЕГЭ и разберем, как писать сочинение.
Структура
Эссе в ЕГЭ по обществознанию состоит из 4 основных пунктов. Рекомендуем выделять их в отдельные абзацы:
- Раскрытие проблемы, поиск и объяснение идеи автора.
- Теоретическая аргументация.
- Фактическая аргументация.
- Вывод.
Раскрытие проблемы
Первый абзац эссе — раскрытие идеи высказывания. Нужно понять, какую проблему поднял автор, объяснить, в чем она состоит. Чтобы вам было проще, поставьте себя на место мыслителя. Представьте, что высказывание принадлежит вам. Почему у вас появилась такая мысль? Из каких соображений? Какова мотивация? Чтобы получить максимальный балл по разделу, нужно сформулировать тезис.
Вступительный абзац состоит из 3-5 предложений. При написании рекомендуется использовать обществоведческие термины, давать их определения. В случае с социологией проверяющие будут искать понятия «социализация», «общество», «личность», «потребности». Если выбор пал на экономическую сферу, нужно использовать термины «рынок», «конкуренция», «спрос», «предложение». Разберем абзац на примере высказывания В.М.Сухомлинского — «Семья — это первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (оно относится к социологии):
«Проблема, поднимаемая автором — роль семьи в становлении личности. Она была актуальна всегда и продолжает быть важной в наши дни. Идея высказывания в том, что семья является агентом первичной социализации, она влияет на то, каким ребенок станет в будущем. Под влиянием семьи формируются интересы, ценности, мировоззрение.»
Теоретическая аргументация
После высказывания тезиса нужно его обосновать. Доказательству посвящены второй и третий абзацы эссе по обществознанию из ЕГЭ. Сначала мнение нужно аргументировать теоретически. Используйте определения терминов, а также различные правила, законы и функции. Кроме того, допускается цитирование ученых-обществоведов. Главное — привлечь теоретический материал и доказать, что он связан с поднятой проблемой. Разберем на уже известном примере:
«В курсе обществознания говорится, что семья — социальная система. Она основана на браке или родстве, а ее члены связаны бытом и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет множество функций. Основные — репродуктивная (семья обеспечивает воспроизведение населения), экономическая (члены семьи имеют общий быт), психологическая (среди близких людей человек получает заботу, поддержку). Высказывание Сухомлинского касается духовно-нравственной и воспитательной сфер. В семье формируются основные ценности: родители объясняют нормы, учат добру, рассказывают, как правильно вести себя. Благодаря старшим ребенок получает первичную социализацию, учится взаимодействовать с другими людьми.»
Фактическая аргументация
Следующая часть эссе посвящена фактической аргументации. Нужно доказать свое мнение на примере. Используйте следующие источники:
- общественная жизнь, реальные события из СМИ;
- модели ситуаций («Гражданин Н. решил открыть собственный магазин косметики. Он накопил начальный капитал, но не составил подробный бизнес-план. В результате…»);
- личный опыт: ситуации из собственной жизни, жизни близких;
- книги, фильмы;
- любые исторические события (в том числе из истории культуры и науки).
При написании сочинения нужно использовать 2 и более иллюстрации. Их источники должны отличаться: например, одна взята из личного опыта, а вторая из СМИ. Рекомендуется каждый пример выносить в отдельный абзац: это поможет сформировать логичную структуру, облегчит проверку. Кроме того, в начале абзаца обязательно указывайте тезис (более узконаправленный, чем главный), который будете доказывать. Пример:
«Если родители заботятся о нравственном воспитании ребенка, то он вырастет достойным человеком, добрым, бескорыстным, думающим о других. Моделью такой семьи являются Гриневы в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Родители рассказывали маленькому Петру о правилах поведения в обществе, научили общаться с другими людьми, донесли нормы морали. Благодаря этому взрослый Петр Гринев волновался о чести и достоинстве, причем не только своих, но и своих близких. Например, он не мог простить Швабрину злых слухов о Маше Мироновой. Он вызвал его на дуэль, защитив девушку от сплетен. Это пример показывает, что именно в семье формируются важные моральные качества.»
Вывод
Вывод — это логическое завершение эссе. Нужно кратко подвести итог рассуждениям. Подумайте о роли проблемы в современном мире, расскажите о ее актуальности, объясните, что будет при ее игнорировании. Один из вариантов завершения — призыв читателя к действию («Не забывайте помогать тем, кто оказался в сложной ситуации, ведь добрые поступки обязательно будут вознаграждены»). Пример:
«Подводя итоги, можно сказать, что В.М.Сухомлинский прав в своем высказывании. Именно семья обеспечивает первичную социализацию, учит нас добру и нормам морали. Это подтверждается в литературе, на исторических и жизненных примерах. Родителям следует думать не только о финансовой, но и о духовной стороне воспитания.»
Полезные советы
Напоследок — несколько полезных советов по написанию сочинения:
- не забывайте про теоретическую аргументацию. При ее отсутствии проверяющие могут снять 2 первичных балла;
- обязательно делите текст на абзацы;
- следите за тем, чтобы текст оставался структурированным и логичным. Проблема соотносится с высказыванием, а примеры постепенно раскрывают разные аспекты темы. Вывод ставит точку, подводит понятный итог рассуждениям;
- необязательно соглашаться с автором. Но если вы высказываете противоположную точку зрения, подбирайте соответствующие аргументы;
- не забывайте о правилах грамматики и стилистики. Не знаете, как правильно употребить слово? Лучше не используйте его, переформулируйте предложение;
- согласно рекомендациям ФИПИ, аргументы из книг и фильмов тоже относятся к личному опыту. Если вы использовали такой пример, подберите второй из истории или СМИ;
- не допускайте фактических ошибок при написании аргументации. Неверно раскроете ситуацию — проверяющий не зачтет эту часть сочинения;
- объем текста не ограничен. Пишите столько, сколько нужно, но не отходите от темы;
- обязательно упоминайте об актуальности проблемы. Можно рассказать, какую роль она играет в вашей жизни;
- не пренебрегайте вводными конструкциями «во-первых», «во-вторых», «подводя итоги» и т.д.;
- не бойтесь использовать модель ситуации в качестве примера. Если она описана хорошо и нет фактических ошибок, проверяющий зачтет аргумент;
- отработайте структуру сочинения, выберите для себя удобные клише. На экзамене будет проще: план написания уже есть в голове, нужно просто вспомнить аргументы;
- время на ЕГЭ ограничено, поэтому лучше писать сразу в бланк ответов. Используйте черновики для заметок, написания плана, небольших набросков.
Итак, мы разобрались в правилах написания эссе в ЕГЭ по обществознанию. Конечно, этого мало. Нужно постоянно практиковаться, изучать высказывания на разные темы, просить разбора своих текстов у преподавателя. Обратную связь проще всего получить на курсах подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. На них учителя рассказывают о всех тонкостях сочинения и подсказывают, что исправить, чтобы получить максимальный балл.