Для сдачи ЕГЭ по литературе нужно не только ориентироваться в прозе и поэзии, но и хорошо разбираться в теоретических основах предмета. Классификация произведений, композиция, средства художественной выразительности — все это должен знать выпускник. В статье разберем литературные направления.
Черты основных литературных направлений
Направлениями литературного творчества называют идейные, эстетические и духовные принципы, характерные для многих писателей, принадлежащих примерно одной эпохе. Появление направления всегда связано с историческими и социальными обстоятельствами. Произведения и авторы объединяются в одно течение по следующим признакам:
- принадлежность к одной эпохе;
- общие философские и идеологические положения;
- описание похожих жизненных ценностей;
- отражение в произведениях острых социальных проблем, присущих данному периоду;
- использование одинаковых жанров и форм творчества;
- похожие темы, герои и художественные приемы;
- узнаваемый художественный стиль.
Разберем названия литературных направлений, их особенности:
Название
|
Период
|
Черты
|
Представители
|
Классицизм
|
XVII — начало XIX века
|
- ориентированность на античную культуру;
- рационализм;
- концентрация на персонажах и их поступках;
- четкость и логичность повествования;
- каноничность;
- единство времени, места, действия;
- борьба добра и зла, в которой побеждает всегда благородство и нравственность;
- деление героев на «хороших» и «плохих» с использованием «говорящих» фамилий;
- отсутствие описаний чувств.
|
Г. Державин, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, И. Крылов, Д. Фонвизин
|
Сентиментализм
|
Вторая половина XVIII — начало XIX века
|
- концентрация на чувствах и эмоциях героев;
- богатый внутренний мир персонажей вне зависимости от сословия;
- описание природы;
- ключевая тема — тема смерти;
- стремление вызвать сопереживание и сочувствие у читателя;
- вечные ценности — любовь, дружба, добро.
|
Я.М. Карамзин, молодой В.А. Жуковский
|
Романтизм
|
Вторая половина XVIII — начало XIX века
|
- двоемирие, конфликт героя и его окружения;
- темы одиночества, трагичности мира;
- мятежность духа героев;
- противопоставление личности и общества;
- сравнение природы и цивилизации;
- изображение богатого духовного мира героя;
- обращение к вечным идеалам, например, любви, красоте, дружбе;
- бегство персонажа в идеальный мир грез — «эскапизм».
|
А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский
|
Реализм
|
Вторая половина XIX века
|
- изображение реальной жизни с помощью образов;
- концентрация на нравственных и социальных проблемах;
- герои — обычные люди, сталкивающиеся с обычными обстоятельствами;
- характеры персонажей актуальны всегда, а не только в указанный период;
- развитие героев, их становление как личностей, отражение мотивации;
- использование разговорного языка;
- позитивная, жизнеутверждающая идея.
|
И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский. К критическому реализму относится М.Е. Салтыков-Щедрин
|
Модернизм
|
Конец XIX — первая половина XX века
|
- отрицание классических методов, эксперименты с формой и сюжетом произведений;
- альтернативные методы отражения действительности;
- отказ от причинно-следственных связей в изображении героев, их поступков.
Из русла модернизма вышли многие литературные течения: символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм.
|
В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, А. А. Блок, В. И. Иванов, Л. Н. Андреев, Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, В. В. Маяковский
|
Постмодернизм
|
80-е года XX века — наше время
|
- сочетание разных стилей и жанров;
- признание искусством любого произведения;
- отказ от любых канонов;
- отсутствие положительных героев;
- подчеркнутая искусственность, парадоксальность;
- пародирование и переосмысление литературы прошлого;
- сложная, многоуровневая организация текста;
- использование иронии и черного юмора, фрагментарности, магического реализма, максимализма и минимализма.
|
А. Битов, Д. А. Пригов, Саша Соколов, В. Пелевин, В. Ерофеев
|
Где учить литературу?
Направления литературного творчества — лишь малая часть теории, необходимой для ЕГЭ. Самостоятельно изучить предмет и разобраться в смыслах произведений достаточно сложно. Лучшим решением будет записаться на подготовительные курсы. Предлагаем обучение в ЦМДО «Уникум» при Российском университете дружбы народов! Вас ждут очные или дистанционные занятия, огромное количество материала для самоподготовки, а также помощь и поддержка наставников. Уроки проходят под руководством опытных преподавателей РУДН, многие из которых являются экспертами ЕГЭ и даже авторами книг! Например, преподаватель ЦМДО «Уникум» Гаянэ Степанян недавно презентовала свою работу «Достоевский и шесть даров бессмертия».
Хотите подготовиться к ЕГЭ по литературе 2023 и познакомиться с настоящими писателями? Записывайтесь на курсы «Уникума» по телефону +7 (495) 433-30-00.
Материал данной статьи носит ознакомительный характер. При подготовке к сдаче ЕГЭ пользуйтесь дополнительными источниками информации!