В 2021 году экзамен по информатике кардинально изменился. Теперь он проходит в компьютерной форме. Полностью исчезли задания, требующие простого воспроизведения формул и терминов. В ЕГЭ нового типа нужно рассуждать и решать задачи. Часть выполняется на бумаге, в электронную форму вносится только ответ. Другая часть представляет собой работу в компьютерных программах. Изменения коснулись и номера 23 из ЕГЭ по информатике. Раньше это была задача на системы логических уравнений, которая вызывала у школьников затруднения. В нынешнем году ее убрали, заменив на вопрос с анализом результата исполнения алгоритма. Он относится к первой части и дает 1 балл. Разбираемся в теории и решении 23 задания в ЕГЭ по информатике.
Теория
Задача 23 связана с алгоритмами. Алгоритм — полное и точное описание действий, приводящее к конечному результату. В информатике исходными и выходными данными является информация. Алгоритмы реализуются в компьютерных программах, они должны занимать определенный объем памяти и время. Алгоритм должен быть:
- дискретным (прерывным). Состоит из последовательности простых шагов;
- детерминированным (определенным). В описании операций нет многозначности, исполнитель понимает их и может реализовать;
- массовым. Позволяет решить не одну задачу, а группу аналогичных. В качестве возможных данных используются переменные;
- результативным. Рассматривает все ситуации, дает конечный результат;
- конечным. Имеется определенное количество шагов;
- эффективным. Время выполнения алгоритма позволяет использовать его для реальных задач.
Алгоритм делят на базовые элементы (структуры). Структуры бывают трех типов: следование (последовательные действия), ветвление (программа проверяет условие и выбирает один из вариантов действия в зависимости от результата), цикл (несколько действий повторяются многократно). В задании 23 по информатике используются следующие способы записи алгоритмов:
- обычный язык. Текст с разделением на шаги;
- блок-схема. Программа представляется графически, используются специальные блоки:
Блок |
Обозначение |
Начало, конец |
|
Ввод, вывод данных |
|
Операция |
|
Условие |
|
Цикл с параметром |
|
Обращение к дополнительным алгоритмам |
- Блок
- Обозначение
- Начало, конец
- Ввод, вывод данных
- Операция
- Условие
- Цикл с параметром
- Обращение к дополнительным алгоритмам
- языки программирования. Имеют строгие правила записи, включающие в себя символы и зашифрованные слова;
- псевдокод. Объединение обычного языка и языка программирования. Нет строгих правил, но есть неизменяемые слова, задающие алгоритм. Например, «нач» — начало, «кон» — конец, «рез» — результат.
Примеры из ЕГЭ
Чтобы хорошо подготовиться к экзамену, нужно решить практические задачи по 23 заданию. Номер основан на динамическом программировании — решении сложных задач путем приведения к более простым. То есть, для выполнения конечного алгоритма нужно разобраться с подзадачами.
Для решения могут применяться графический и табличный способ.
Пример 1. У исполнителя Удвоитель две команды:
1. прибавить 3
2. умножить на 2
Программа для Удвоителя — последовательность команд.
Сколько есть программ, преобразующих число 1 в 25?
Решение. Решим графическим способом. Начнем выполнять с конца. Итоговый результат получается двумя способами — прибавлением к числу Х тройки или умножением числа Y на 2. 25 — нечетное число, вариант с умножением отпадает. Следовательно, перед 25 в алгоритме стояло 25-3=22.
Число 22 получается и умножением, и сложением. Алгоритм разделяется на 2: в одном число 22:2=11, а в другом 22-3=19. Каждое из этих чисел анализируем по той же схеме. Нужно «разворачивать» алгоритм до тех пор, пока каждая из ветвей не закончится единицей. Рисунок выглядит так:
Ответ: 9.
Пример 2. Исполнитель Вычислитель преобразует число, записанное на экране. У исполнителя есть две команды:
1. прибавить 1
2. умножить на 2
Сколько существует программ, преобразующих исходное число 2 в число 9?
Решение. Воспользуемся таблицей. В этом случае решаем в прямом порядке. В первой строке таблицы записываем все целые числа от исходного до итогового. Во второй пишем число, к которому нужно прибавить 1 для получения цифры из первой строки. В третьей строке аналогично, но с умножением. Четвертая строка — количество разных команд, которые могут привести к получению числа.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
+1 |
— |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
•2 |
— |
— |
2 |
— |
3 |
— |
4 |
— |
Кол-во программ |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
5 |
5 |
На примере восьмерки:
Ответ: 5.
Итак, мы изучили теорию 23 номера и провели его разбор. Конечно, это непростое задание, и далеко не все могут понять его самостоятельно. Если оно показалось вам сложным, можно записаться на курсы подготовки к ЕГЭ, где о выполнении задач будут рассказывать опытные преподаватели. А мы желаем вам удачи в сдаче ЕГЭ и поступлении в вуз!