Генетика считается самым сложным разделом биологии. При решении задач нужно не только знать правила и законы, но и уметь анализировать данные, включать логику. К сожалению, задание 28 в ЕГЭ по биологии выполняет только небольшой процент выпускников — около 33%. Самая частая ошибка — незнание принципов выполнения номера. В статье разбираемся, как определить тип 28 задачи по биологии, какую теорию нужно знать и какие есть правила решения задач в ЕГЭ.
Определение типа задачи
№28 в ЕГЭ по биологии решается следующим образом:
- Определяем тип задачи.
- Составляем условие с использованием биологических знаков.
- Составляем схему скрещивания.
- Описываем и объясняем полученные результаты.
Разберемся с первым шагом — определением типа задачи. Классификация задания 28 по биологии представлена в таблице.
Классификация |
Типы |
Особенности |
Особенности доминирования |
Полное |
В фенотипе наблюдается только доминанта, то есть рецессив полностью перекрывается |
Неполное |
У гетерозигот появляется промежуточный признак |
|
Особенности скрещивания |
Моногибридное |
Идет по одной паре генов |
Дигибридное |
Идет по двум парам |
|
Полигибридное |
Наблюдается 3 и более пары |
|
Особенности наследования |
Независимое |
Гены, отвечающие за разные признаки, находятся в разных парах гомологичных хромосом и передаются потомкам отдельно друг от друга |
Сцепленное аутосомное |
Гены неаллельны, но располагаются в одной и той же паре хромосом. Наследуются вместе |
|
Сцепленное с полом |
Гены закреплены за одной из половых хромосом и наследуются вместе с ней |
Законы и правила
Прежде чем проводить разбор ЕГЭ, необходимо разобрать теоретический материал по задачам. Чаще всего в 28 задании по биологии нужно определить генотипы родителей по известным потомкам. Несколько правил, которые помогут это сделать:
Родители |
Потомки |
Какой можно сделать вывод |
Одинаковы по фенотипу, то есть схожи внешне |
Есть расщепление на доминантные и рецессивные особи |
Родители были гетерозиготами Аа |
Различаются по одной паре признаков |
Различаются по той же паре признаков |
Один родитель — гетерозигота Аа, а второй — рецессивная гомозигота аа |
Одинаковы по крайней мере по одной паре признаков |
Есть расщепление на три группы, отношение близко к 1:2:1 |
Оба родителя являются гетерозиготами Аа, наблюдается неполное доминирование |
Фенотипически одинаковы по двум парам признаков |
Наблюдается расщепление по двум аллелям. Образуются 4 фенотипические группы с отношением 9:3:3:1 |
Оба родителя были дигетерозиготами AaBb |
Имеют внешние различия по двум парам признаков |
Образовались две фенотипические группы, расщепление близко к отношению 1:1 |
Один родитель — дигетерозигота AaBb, а другой — дигомозигота по рецессиву aabb. Наблюдается сцепленное наследование генов |
Отец и мать имеют различные признаки |
Дочери получают аллели отца, а сыновья — матери |
Наследуемые гены сцеплены с Х-хромосомой |
Отец и мать имеют различные признаки |
Исследуемый аллель наблюдается только у сыновей |
Ген сцеплен с Y-хромосомой и наследуется только потомками мужского пола |
Примеры из ЕГЭ
Мы разобрались с теорией 28 номера, теперь перейдем к решению ЕГЭ.
Задача 1. У земляники красные плоды и нормальная чашечка — доминантные признаки, а белые плоды и листовидная чашечка — рецессивные. По обеим аллелям наблюдается неполное доминирование. В скрещивании участвовала земляника с белыми плодами и нормальной чашечкой, а также растение с розовыми плодами и промежуточной чашечкой. Составьте схему скрещивания.
Решение. Определим тип задачи. В условии говорится о двух парах признаков, поэтому скрещивание дигибридное, с неполным доминированием. О сцеплении генов не упоминается, поэтому предположим, что наследование независимое.
Запишем генотипы родительских особей. Один родитель имел белые плоды (аа) и нормальную чашечку. Это доминанта, но из-за наличия неполного доминирования особь должна быть гомозиготой (BB). У второго родителя розовые плоды и промежуточная чашечка. В обоих случаях проявляется неполное доминирование, что указывает на дигетерозиготу.
Задания решаются через условную схему скрещивания.
P: ааВВ х AaBb
бел., норм. роз., промеж.
G: аВ АВ, Ab, aB, ab
F1: AaBB, AaBb, aaBB, aaBb
роз., норм. роз., промеж. бел., норм.. бел., промеж.
Наблюдается соотношение фенотипов 1:1:1:1. Оно связано с проявлением неполного доминирования.
Задача 2. У кошек ген цвета шерсти локализован в Х-хромосоме. Рыжий является рецессивным признаком, а черный — доминантным. У гетерозигот появляется черепаховая окраска. Длинная шерсть обозначается как А, короткая — как а. Было проведено два скрещивания. В первом участвовали рыжая кошка с длинной шерстью и рыжий короткошерстный кот. Было получено потомство с рыжей короткой шерстью и рыжей длинной шерстью. После этого кошку с короткой рыжей шерстью скрестили с котом с черной длинной шерстью. В потомстве наблюдалось расщепление по фенотипу в соотношении 1:1:1:1.
Решение. В задаче говорится о двух парах признаков, а также о появлении черепаховой окраски, то есть неполном доминировании. Ген цвета шерсти локализован в Х-хромосоме, то есть наследование сцеплено с полом.
Определим генотипы родителей в первом скрещивании. Кошка была рыжей (рецессив, ХbХb) и длинношерстной. Это доминанта, поэтому генотип может быть АА или Аа. Пока обозначим как А?. Кот был рыжим и короткошерстным, это рецессивные признаки — ХbYаа.
Чтобы до конца определить генотип кошки, посмотрим на потомство. Среди котят были особи с короткой и длинной шерстью. Короткая шерсть — рецессивный признак, поэтому один из генов родителей тоже должен быть рецессивным. Кошка — ХbХbAa.
Составим схему первого скрещивания:
P: ХbХbAa х ХbYаа
G: ХbA, Хba Хba, Ya
F1: ХbХbAa, ХbYAa, ХbХbaa, ХbYaa
Получились две фенотипические группы, как и сказано в условии.
Во втором скрещивании участвовал потомок от первого (рыжая кошка с короткой шерстью), а также черный кот с длинной шерстью. Цвет сцеплен с Х-хромосомой, поэтому генотип ХB. С длиной шерсти сложнее. Признак доминантный, поэтому это может быть АА и Аа. Однако по условию в результате образовалось 4 группы с расщеплением 1:1:1:1. В потомстве проявился рецессивный признак, значит, у родителя такой ген тоже был.
Составим схему.
P: ХbХbaa х ХBYAa
G: Хba ХBA, ХBa, YA, Ya
F2: ХBХbAa, ХBХbaa, ХbYAa, ХbYaa
В потомстве появилось 4 группы:
- кошка с длинной шерстью и черепаховой окраской;
- кошка с короткой шерстью и черепаховой окраской;
- кот с рыжей длинной шерстью;
- кот с рыжей короткой шерстью.
Проявился закон независимого наследования признаков, сцепленных с полом.
Мы разобрали теорию и провели разбор №28 из ЕГЭ по биологии. Теперь вы знаете, как решать это задание. Осталось только практиковаться — брать задачи на ФИПИ и пробовать выполнить их самостоятельно. Тема кажется вам сложной? Возможно, стоит записаться на курсы подготовки к ЕГЭ, где с вами разберут все трудные моменты. А мы желаем вам удачи в изучении биологии!