Вторая часть в ЕГЭ по литературе достаточно большая. Всего заданий с развернутым ответом 5. 4 вопроса представляют собой мини-сочинения, а последний является полноценным текстом на 200-300 слов. Задания из второй части часто вызывают у школьников затруднения. В них требуется анализировать данные прозаические и стихотворные произведения, а также привлекать другой литературный материал, изученный в школьные годы. Подготовиться к ЕГЭ по литературе самостоятельно реально, однако это не так просто. Существует много тонкостей, без знания которых набрать максимальный балл не получится. Такие моменты объясняют на курсах в образовательном центре «Уникум». А в этой статье мы расскажем основные моменты того, как решать 8 задание по литературе.
Алгоритм решения
8 задание на ЕГЭ по литературе заключается в интерпретации эпического, лиро-эпического или драматического фрагмента. Это номер повышенного уровня сложности, а среднее время на его выполнение равняется 15 минутам. Само задание представляет собой отрывок из текста и вопрос к нему, на который нужно ответить развернуто. Примеры вопросов:
- Как Д.И. Фонвизин создает образы учителей Митрофанушки? («Недоросль»)
- Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о жизни в Петербурге? (Н.В. Гоголь — «Ревизор»)
- Как в данной сцене проявляется внутренняя противоречивость Лопахина? (А.П. Чехов — «Вишневый сад»)
Алгоритм выполнения 8 задания следующий:
- Внимательно прочитайте текст. Определите, о чем идет речь, какое событие происходит в отрывке, выделите для себя важные моменты.
- Прочитайте вопрос и определите, о чем именно спрашивают: требуется ли анализ героев, конфликта, средств художественной выразительности или общей проблемы фрагмента.
- Найдите 2 сцены или фразы, которые отвечают на поставленный вопрос. Выделите конкретные цитаты.
- Сформулируйте 2 тезиса, которые можно доказать выбранными цитатами.
- Оформите аргументацию в связный текст и запишите его.
Требования к выполнению и оценивание работы
Примерный объём ответа — 5-10 предложений. Однако определенных минимальных и максимальных значений нет, все зависит от содержания и качества текста. Критерии 8 задания по литературе следующие:
- Соответствие заданию. Необходимо давать ответ на поставленный вопрос, при этом показывая свое понимание текста. Максимальный балл — 2. Если выпускник получает по этому критерию 0, то работа дальше не проверяется, итоговый балл тоже равен нулю.
- Привлечение текста произведения. Максимальный балл — 2. Его можно получить, если найти и использовать важные для понимания текста фрагменты, умеренно цитировать. Балл могут снизить за фактические ошибки, пересказ, простое рассуждение. Если позиция автора в ответе искажена, ставят 0.
- Логичность и речевые нормы. 2 балла можно получить за отсутствие логических и речевых ошибок. 1 балл ставится, если допущена 1 ошибка каждого вида. Если их больше, школьник получает 0.
Характеристика героев в прозаическом произведении
Сочинение по литературе часто включает в себя характеристику героев. Нужно либо самостоятельно описать персонажа, либо указать, что автор использовал для описания и зачем. Напомним, что прозаический текст написан без рифмы, в нем присутствуют не только реплики героев, но и авторские слова: рассуждения, описания, размышления. По сути это наша повседневная речь. В прозаическом произведении героев можно характеризовать следующим образом:
- Портрет. Это простое описание внешности. В литературе внешность может отражать характер: плохие персонажи имеют острые или отталкивающие черты лица, а у хороших оно располагающее, приятное. Почти всегда у героев есть отличительная особенность, деталь, которая выделяет его среди других и дает подсказки относительно его личности. Например, в «Отцах и детях» И.С.Тургенева Базаров носил балахон. Это подчеркивает его пренебрежение к общепринятым ценностям, нежелание нравиться людям.
- Интерьер. Место, в котором живет герой, помогает сделать выводы о его характере. Ленивые люди будут жить в грязи, пугливые и несоциализированные — в маленьких темных комнатах, похожих на пещеру. Раскольников в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского жил в крохотной пыльной комнате с поломанной мебелью. Ужасные условия связаны с характером самого героя, который планировал убийство.
- Действия. Внешность и место жительства — лишь намеки на личность персонажа. Поступки же прямо указывают на его характер. По ним можно понять отдельные черты, приоритеты в жизни. Например, Гринев из «Капитанской дочки» А.С Пушкина — человек благородный, и для него очень важна честь. Он подтверждает это, не присягая Пугачеву и спасая Машу.
- Речь. Во-первых, мысли и мотивацию героев можно понять по их словам. Они говорят о своих желаниях и взглядах на жизнь. Во-вторых, речь показывает общий уровень культуры и образованности. Крестьянин разговаривает просто, с ошибками и диалектизмами. Дворяне же используют высокую лексику, очень вежливы. Характер Наташи Ростовой в «Войне и мире» Л.Н.Толстого показывается через ночь в Отрадном. Там девушка вслух восхищается красотой ночи. Читатель понимает, что она чувствительная натура, восприимчивая ко всему прекрасному.
- Размышления и монологи. Герой может врать окружающим или скрывать свои секреты. Сам с собой он всегда будет честен. Кроме того, в размышлениях видно отношения персонажа к тем или иным событиям, его проблемы и причины тревог. Через монолог Андрея Болконского в «Войне и мире» Л.Н.Толстой показывает изменение его внутреннего мира после сражения на Аустерлице. Он начинает думать не только о великих свершениях, но и о ценности самой жизни.
- Природа. Если авторы описывают пейзаж, то чаще всего он приближает нас к пониманию произведения. Природа может давать подсказки по поводу сюжета (она мрачная перед плохими событиями и прекрасная перед хорошими), а также отражать внутреннее состояние героев: страх, разочарование или, наоборот, душевный подъем. Прием использован в «Слове о полку Игореве», где затмение становится предвестником беды.
- Композиция. Часто произведения строятся не линейно. В них есть лирические отступления, переход из одного времени в другое, переход между действующими лицами или «рассказ в рассказе». Таким образом авторы стараются раскрыть личность героев, дать нам более глубокое понимание их жизни и мотивов. Например, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасов называет главы разными классами населения (солдаты, крестьяне и т.п.). Таким образом он раскрывает судьбу народа с разных сторон, показывает жизнь разных людей.
- Рассказчики. Оценку персонажу дает не только сам автор, но и другие герои. Они характеризуют его через призму своих взглядов и ценностей. С одной стороны, это может запутать. С другой, дает более глубокое понимание. Таким приемом пользовался М.Ю.Лермонтов в «Герое нашего времени». В произведении несколько рассказчиков: сначала Максим Максимыч отзывается о Печорине как о загадочной личности, потом офицер описывает его более реалистично, а в конце сам герой дает оценку своим поступкам.
Характеристика героев в драматургическом произведении
Драматургия встречается в 8 задании ЕГЭ по литературе не реже прозы. Такое произведение представляет собой пьесу: реплики героев с редкими комментариями автора об интерьере, интонации, действиях. Напрямую описать персонажей в такой литературе нельзя, поэтому авторы используют другие интересные приемы. Рассмотрим основные способы характеристики:
- Списки действующих лиц. Как правило, упоминаются не только имена (но и они дают много информации, так как часто являются «говорящими»), но и описание персонажа. Автор упоминает о его отношениях с другими людьми, возрасте, роде занятий. Некоторые писатели дают краткую характеристику и историю героя. Например, это делает Н.В.Гоголь в «Ревизоре». Еще перед началом пьесы мы узнаем, что городничий взяточник, он серьезен и лицо его сурово, а еще он начинал службу с самых низких позиций.
- Обстановка. В начале каждой сцены дается краткое описание места действия. С одной стороны, это демонстрирует характер героев (шикарно обставленная или неубранная комната). С другой, авторы могут передавать общее настроение сцены через детали интерьера. В «Вишневом саду» А.П.Чехов пишет, что несмотря на весну, на улице холодно и жители дома даже не открывают окна. Это описание демонстрирует тревогу и грусть, которые сохранятся на протяжении всей пьесы.
- Речь. Пьеса состоит из разговоров, поэтому больше всего выводов можно сделать по речи героев. Слова говорят о характере, образовании и культуре. Они отражают отношения с другими людьми, цели, взгляды на жизнь. В «Недоросле» Д.И.Фонвизин показывает госпожу Простакову жестокой, грубой и не очень образованной, но при этом подчеркивает любовь к сыну. Это видно в ее разговорах с крепостными и Митрофанушкой.
- Ремарки. Ремарками называют пояснения к тексту. Они указывают на поведение героев, их внешний вид, обстановку. Ремарки не формируют портрет персонажа, но дополняют его. Например, можно понять, насколько герой эмоциональный. В «Вишневом саду» А.П.Чехов передает радость героини от возвращения в родной дом. При это упоминается, что она стремилась поцеловать своих близких, говорила сквозь слезы радости.
- Отзывы других героев. Как и в прозе, в драме образ героя дополняется рассказами других людей. В пьесах этот прием используется часто: в монологах или диалогах один персонаж раскрывает личность и даже секреты другого. В «Грозе» А.Н.Островского все отзываются о диком как о грубом человеке, которому не чужда жестокость к окружающим.
- Монологи. Свои мысли и взгляды на жизнь герои высказывают в монологах. В них они искренни и делятся тем, что на душе. Это одно из самых ярких средств характеристики, так как помогает глубоко понять персонажа. Монолог Чацкого в «Горе от ума» А.С.Грибоедова показывает, что он не похож на фамусовское общество и является человеком нового времени.
- Поступки. В пьесах не очень много действий, но практически все играют важную роль в сюжете. Поступки героя помогают лучше понять его и его отношения с другими людьми. Например, Правдин в «Недоросле» Д.И.Фонвизина занимается не только своим поместьем, но и общественной работой. Это характеризует его как доброго и неравнодушного человека.
Рекомендации
Несколько советов по написанию сочинения в 8 задании:
- читая текст, выделяйте главные мысли. Это поможет понять смысл отрывка и найти верный ответ на вопрос.
- даже если вы хорошо знаете представленное произведение, не нужно писать всю известную вам информацию вплоть до истории создания. Ограничьтесь тем, что нужно для ответа на вопрос.
- обязательно пишите сочинение с опорой на текст. Любые свои суждения подкрепляйте цитатами. В то же время, не забывайте, что каждое заимствование из отрывка требует анализа и объяснения.
- следите, чтобы сочинение полностью раскрывало тему, рассматривало все ее стороны. Например, вам попался вопрос «В чем заключается противоречивость героя?». Тут может быть несколько аспектов: несоответствие внутреннего мира и внешнего вида, несоответствие слов и действий, а также двуличность персонажа.
Писать сочинения по литературе непросто. Надо не только знать теоретические основы предмета, но и быть начитанным, уметь привлекать изученный ранее материал. Но даже этого будет мало, ведь необходима постоянная практика. Наша статья дает основную информацию о 8 задании из ЕГЭ по литературе, однако для хорошего результата нужно написать не один десяток пробных сочинений. Вы можете заниматься подготовкой к ЕГЭ самостоятельно, а можете записаться на курсы и делать это под руководством опытного преподавателя, который будет направлять вас и приводить к хорошему результату. И мы уверены, что вы сможете получить высокие баллы на экзамене и поступить в вуз мечты.