С 2009 года выпускники и их родители отдали много сил и энергии, чтобы успешно сдать экзамены ЕГЭ. Каждый год борьба за места в лучших вузах была непростой, но весь волнительный период уже остался позади.
Демоверсия проекта 2020\2021 года уже увидела свет. Из неё видно, что изменений в КИМах не будет, как и в двух предыдущих годах. Как мы знаем, серьезная реформа системы тестирования прошла в 2017 году. Для успешной сдачи экзамена и качественной подготовки предлагаем ознакомиться с перечнем типичных ошибок на ЕГЭ биологии.
Анализ ошибок на ЕГЭ по биологии
Итоги экзаменационных работ, главные недочёты и указания на пробелы в знаниях можно посмотреть в Методическом пособии для учителей, составленном ФИПИ.
Данные методические рекомендации представляют собой полезные материалы. Их можно долго анализировать, особенную ценность они представляет для преподавательского состава и репетиторов. По этой причине в данной статье мы остановимся лишь на основных пунктах. Рассмотрим именно те задания, в которых было допущено больше всего ошибок и с которыми успешно справилось лишь небольшое количество учеников.
В ЕГЭ по биологии включено 7 блоков, указанных в Кодификаторе. Остановимся подробнее на каждом из разделов работы.
Биология как наука
В целом, этот блок не вызвал особых затруднений, но нужно упомянуть об одном изменении. В первой части во второй линии формат самого задания был изменен: абитуриенты уже не выбирали из множества ответов один правильный, а должны были внести недостающие сведения в таблицу. В чём же оказалась сложность?
- Учащиеся теперь не могут угадать ответ.
- Для успешного выполнения этого задания абитуриент должен разобраться с терминологией понятия (примеры возможных понятий: метод биологического исследования, характеристика раздела биологии и основные уровни организации живой природы).
Невысокие результаты были получены по следующим темам:
- Клеточная инженерия и методы, используемые в ней.
- Тема селекции крупного рогатого скота.
- Список живых организмов, у которых есть совпадение по уровням клеточной организации.
Жизненный цикл клетки
Задания, связанные со строением клетки и набором хромосом у организмов, оказались достаточно сложными для учащихся, которые решили сдавать ЕГЭ по биологии. Большое количество неверных ответов даны в заданиях на определение числа молекул ДНК после митоза по предлагаемому набору хромосом в клетке. Также низкий процент верных ответов получен в вопросах, посвященных характеристикам нуклеиновых кислот.
Особое внимание при подготовке к ЕГЭ по биологии необходимо уделить следующим темам:
- Набор хромосом в клетках.
- Длительность жизненного цикла клеток.
- Определение и характеристика фаз митоза и мейоза.
- Характеристики и реакции матричного синтеза, понятие фотосинтеза и процессы дыхания.
Данные темы входят в разряд наименее изученных абитуриентами. И это легко можно объяснить: в рамках школьной программы учебный материал изучается недостаточно хорошо, не в полном объёме; учащиеся не умеют анализировать взаимосвязь между основными характеристиками обмена веществ и процессом их протекания.
Именно обмен веществ в клетке и её деление постоянно вызывают затруднения: этим вопросам необходимо уделить усиленное внимание. Это же касается фаз фотосинтеза (темновой и световой, их последовательности).
Обратите внимание на линию 24 в пособии (2 задание), где необходимо исправить неверные утверждения в тексте «Белки». Результат неутешительный: не более 5% справились с данным заданием.
В данном разделе следует уделить время более тщательной проработке следующих тем:
- Метаболизм. Фазы митоза и мейоза.
- Количество хромосом и молекул ДНК в клетках на разных фазах митоза и мейоза.
- Соответствие между конкретными проявлениями обмена веществ и основными характеристиками этого процесса.
- Грамотный анализ текста (важно уметь находить в тексте ошибочные утверждения, нуждающиеся в исправлении).
Организм как биологическая система
В данном разделе ошибки на ЕГЭ по биологии тоже встречаются, но они носят не такой глобальный характер. Учащиеся правильно решают генетические задачи и, в целом, показывают хорошие результаты. Однако стоит упомянуть слабые места.
Трудности на экзамене вызывают характерные признаки и особенности генотипической и цитоплазматической изменчивости. Правильный ответ в подобных заданиях дают лишь 29,5% сдающих. Ещё один пробел в знаниях абитуриентов – особенности развития мха и папоротника (стадии гаплоидности и диплоидности). В этой теме хорошо разбираются лишь 26% сдающих. Учащимся необходимо ещё раз повторить и подучить эти темы. Кроме того, преподавателям рекомендуется более внимательно отнестись к теме «Чередование поколений», так как из года в год она продолжает быть самой непроработанной.
Многообразие организмов
В этом блоке основные ошибки были замечены в рисуночных тестах, где требовалось иметь достаточно знаний о корневой системе, её характеристиках и зоне расположения. Лишь небольшой процент абитуриентов смог верно определить тип нервной системы у позвоночных животных.
Выявлены довольно слабые познания в вопросах о царствах животного мира, классах и типах. Учащиеся с трудом определяют животных на рисунках и плохо знают отличительные признаки. Сам объект многие ученики называли правильно, однако не могли обосновать свой выбор, не указывали требуемые характеристики и давали расплывчатое определение. В заданиях с изображениями растений лишь 25% абитуриентов дают верный ответ.
Организм человека и его здоровье
Главные темы раздела – строение тела, особенности и характеристики органов и соблюдение санитарно–гигиенических норм как основа ведения здорового образа жизни. В этом блоке учащиеся показывают довольно высокий результат, выше среднего. Но нельзя не упомянуть и некоторые ошибки на ЕГЭ по биологии.
Сдающие ЕГЭ показали слабые результаты при выполнении заданий, связанных со следующими темами:
- принцип работы эндокринных желез;
- строение глазного яблока;
- характерные признаки колбочек, выполняющих роль зрительных рецепторов;
- рефлекторная дуга и этапы возбуждения;
- строение вегетативной нервной системы;
- образование мочи в организме.
Желательно особое внимание уделить таким темам: нервной, эндокринной системе, характеристике сенсорной системы и её строению. Лучше всего начать повторение этих материалов ещё в средних классах.
Эволюция живой природы
Рассмотрим задания, выполненные только на 30%. С остальными вопросами этого блока ученики справились хорошо и показали высокие результаты.
- Пути и характеристики путей эволюции (ароморфоз и идиоадаптация), соответствие между ними.
- Естественный отбор и его формы (важно уметь отслеживать последовательность процессов при естественном отборе и вообще при возникновении жизни на планете).
- Преподавателям следует акцентировать внимание учащихся не на автоматическом заучивании теории, а на освоении анализа и осмыслении прохождения эволюционных процессов.
- Покрытосеменные растения, которые заняли главенствующие позиции на Земле (обратить внимание на ароморфозы).
- Единство органического мира.
- Значение огня в антропогенезе.
Экосистемы и присущие им закономерности
В этом блоке важно хорошо разбираться во взаимосвязи живых организмов в биосфере (круговороте веществ), в закономерностях экологии, уметь устанавливать связи между организмами в экосистемах. Также необходимо понимать, почему экосистемы устойчивы, как они развиваются и меняются.
Наибольшее количество ошибок было допущено в следующих заданиях:
- Биоценоз и работа со схемой о взаимосвязи между организмами.
- Искусственные и естественные экосистемы, общие черты и различия.
- Круговорот азота в биосфере.
Полная подготовка к ЕГЭ по биологии предполагают знание курса «Общая биология», который преподавался в течение 6 лет. Желательно повторить его с самого начала, ещё раз поэтапно изучить все разделы. В таком случае ошибки на ЕГЭ по биологии не страшны, сдать экзамен в 2020 году на «отлично» будет совсем не сложно.