Блог

Типичные ошибки на ЕГЭ по биологии
29.10.2019
13:11

Типичные ошибки на ЕГЭ по биологии

С 2009 года выпускники и их родители отдали много сил и энергии, чтобы успешно сдать экзамены ЕГЭ. Каждый год борьба за места в лучших вузах была непростой, но весь волнительный период уже остался позади.

Демоверсия проекта 2020 года уже увидела свет. Из неё видно, что изменений в КИМах не будет, как и в двух предыдущих годах. Как мы знаем, серьезная реформа системы тестирования прошла в 2017 году. Для успешной сдачи экзамена и качественной подготовки предлагаем ознакомиться с перечнем типичных ошибок на ЕГЭ биологии.

Анализ ошибок на ЕГЭ по биологии

Итоги экзаменационных работ, главные недочёты и указания на пробелы в знаниях можно посмотреть в Методическом пособии для учителей, составленном ФИПИ.

Данные методические рекомендации представляют собой полезные материалы. Их можно долго анализировать, особенную ценность они представляет для преподавательского состава и репетиторов. По этой причине в данной статье мы остановимся лишь на основных пунктах. Рассмотрим именно те задания, в которых было допущено больше всего ошибок и с которыми успешно справилось лишь небольшое количество учеников.

В ЕГЭ по биологии включено 7 блоков, указанных в Кодификаторе. Остановимся подробнее на каждом из разделов работы.

Биология как наука

В целом, этот блок не вызвал особых затруднений, но нужно упомянуть об одном изменении. В первой части во второй линии формат самого задания был изменен: абитуриенты уже не выбирали из множества ответов один правильный, а должны были внести недостающие сведения в таблицу. В чём же оказалась сложность?

  • Учащиеся теперь не могут угадать ответ.
  • Для успешного выполнения этого задания абитуриент должен разобраться с терминологией понятия (примеры возможных понятий: метод биологического исследования, характеристика раздела биологии и основные уровни организации живой природы).

Невысокие результаты были получены по следующим темам:

  • Клеточная инженерия и методы, используемые в ней.
  • Тема селекции крупного рогатого скота.
  • Список живых организмов, у которых есть совпадение по уровням клеточной организации.

Жизненный цикл клетки

Задания, связанные со строением клетки и набором хромосом у организмов, оказались достаточно сложными для учащихся, которые решили сдавать ЕГЭ по биологии. Большое количество неверных ответов даны в заданиях на определение числа молекул ДНК после митоза по предлагаемому набору хромосом в клетке. Также низкий процент верных ответов получен в вопросах, посвященных характеристикам нуклеиновых кислот.

Особое внимание при подготовке к ЕГЭ по биологии необходимо уделить следующим темам:

  • Набор хромосом в клетках.
  • Длительность жизненного цикла клеток.
  • Определение и характеристика фаз митоза и мейоза.
  • Характеристики и реакции матричного синтеза, понятие фотосинтеза и процессы дыхания.

Данные темы входят в разряд наименее изученных абитуриентами. И это легко можно объяснить: в рамках школьной программы учебный материал изучается недостаточно хорошо, не в полном объёме; учащиеся не умеют анализировать взаимосвязь между основными характеристиками обмена веществ и процессом их протекания.

Именно обмен веществ в клетке и её деление постоянно вызывают затруднения: этим вопросам необходимо уделить усиленное внимание. Это же касается фаз фотосинтеза (темновой и световой, их последовательности).

Обратите внимание на линию 24 в пособии (2 задание), где необходимо исправить неверные утверждения в тексте «Белки». Результат неутешительный: не более 5% справились с данным заданием.

В данном разделе следует уделить время более тщательной проработке следующих тем:

  • Метаболизм. Фазы митоза и мейоза.
  • Количество хромосом и молекул ДНК в клетках на разных фазах митоза и мейоза.
  • Соответствие между конкретными проявлениями обмена веществ и основными характеристиками этого процесса.
  • Грамотный анализ текста (важно уметь находить в тексте ошибочные утверждения, нуждающиеся в исправлении).

Организм как биологическая система

В данном разделе ошибки на ЕГЭ по биологии тоже встречаются, но они носят не такой глобальный характер. Учащиеся правильно решают генетические задачи и, в целом, показывают хорошие результаты. Однако стоит упомянуть слабые места.

Трудности на экзамене вызывают характерные признаки и особенности генотипической и цитоплазматической изменчивости. Правильный ответ в подобных заданиях дают лишь 29,5% сдающих. Ещё один пробел в знаниях абитуриентов – особенности развития мха и папоротника (стадии гаплоидности и диплоидности). В этой теме хорошо разбираются лишь 26% сдающих. Учащимся необходимо ещё раз повторить и подучить эти темы. Кроме того, преподавателям рекомендуется более внимательно отнестись к теме «Чередование поколений», так как из года в год она продолжает быть самой непроработанной.

Многообразие организмов

В этом блоке основные ошибки были замечены в рисуночных тестах, где требовалось иметь достаточно знаний о корневой системе, её характеристиках и зоне расположения. Лишь небольшой процент абитуриентов смог верно определить тип нервной системы у позвоночных животных.

Выявлены довольно слабые познания в вопросах о царствах животного мира, классах и типах. Учащиеся с трудом определяют животных на рисунках и плохо знают отличительные признаки. Сам объект многие ученики называли правильно, однако не могли обосновать свой выбор, не указывали требуемые характеристики и давали расплывчатое определение. В заданиях с изображениями растений лишь 25% абитуриентов дают верный ответ

Организм человека и его здоровье

Главные темы раздела – строение тела, особенности и характеристики органов и соблюдение санитарно–гигиенических норм как основа ведения здорового образа жизни. В этом блоке учащиеся показывают довольно высокий результат, выше среднего. Но нельзя не упомянуть и некоторые ошибки на ЕГЭ по биологии.

Сдающие ЕГЭ показали слабые результаты при выполнении заданий, связанных со следующими темами:

  • принцип работы эндокринных желез;
  • строение глазного яблока;
  • характерные признаки колбочек, выполняющих роль зрительных рецепторов;
  • рефлекторная дуга и этапы возбуждения;
  • строение вегетативной нервной системы;
  • образование мочи в организме.

Желательно особое внимание уделить таким темам: нервной, эндокринной системе, характеристике сенсорной системы и её строению. Лучше всего начать повторение этих материалов ещё в средних классах.

Эволюция живой природы

Рассмотрим задания, выполненные только на 30%. С остальными вопросами этого блока ученики справились хорошо и показали высокие результаты.

  • Пути и характеристики путей эволюции (ароморфоз и идиоадаптация), соответствие между ними.
  • Естественный отбор и его формы (важно уметь отслеживать последовательность процессов при естественном отборе и вообще при возникновении жизни на планете).
  • Преподавателям следует акцентировать внимание учащихся не на автоматическом заучивании теории, а на освоении анализа и осмыслении прохождения эволюционных процессов.
  • Покрытосеменные растения, которые заняли главенствующие позиции на Земле (обратить внимание на ароморфозы).
  • Единство органического мира.
  • Значение огня в антропогенезе.

Экосистемы и присущие им закономерности

В этом блоке важно хорошо разбираться во взаимосвязи живых организмов в биосфере (круговороте веществ), в закономерностях экологии, уметь устанавливать связи между организмами в экосистемах. Также необходимо понимать, почему экосистемы устойчивы, как они развиваются и меняются.

Наибольшее количество ошибок было допущено в следующих заданиях:

  1. Биоценоз и работа со схемой о взаимосвязи между организмами.
  2. Искусственные и естественные экосистемы, общие черты и различия.
  3. Круговорот азота в биосфере.

Полная подготовка к ЕГЭ по биологии предполагают знание курса «Общая биология», который преподавался в течение 6 лет. Желательно повторить его с самого начала, ещё раз поэтапно изучить все разделы. В таком случае ошибки на ЕГЭ по биологии не страшны, сдать экзамен в 2020 году на «отлично» будет совсем не сложно.

ошибки в биологии

Все мероприятия

29.11.2019
17:08
Подготовка к ЕГЭ: рекомендации родителям
Роль родителей в подготовке ребёнка к ЕГЭ сложно переоценить!
Читать далее
28.11.2019
11:20
Как подготовиться к ЕГЭ без репетитора
Сдать ЕГЭ без репетитора на 100 баллов – это реально!
Читать далее
27.11.2019
11:42
Как вернуть мотивацию для подготовки к ЕГЭ
7 методик помогут старшекласснику вновь отыскать в себе желание учиться!
Читать далее
26.11.2019
15:08
Досрочная сдача ЕГЭ
Большинство выпускников сдает ЕГЭ согласно стандартному графику в мае и июне, однако в некоторых слу...
Читать далее
29.10.2019
11:54
Ошибки на ЕГЭ по английскому языку
Чтобы обойтись без ошибок на ЕГЭ по английскому языку, следует знать список часто встречающихся.
Читать далее