Блог

Трудные задания в ЕГЭ по русскому языку
03.07.2020
18:55

Трудные задания в ЕГЭ по русскому языку

Приближается день сдачи ЕГЭ, а это значит, что пора закрепить свои знания и разобраться в возникших вопросах.

В статье мы рассмотрим самые трудные случаи в заданиях ЕГЭ по русскому языку за 2020 год.

Задание 4

Задание номер четыре направлено на способность безошибочно расставлять ударение в словах. Справиться можно, выучив правила орфоэпических норм и запомнив исключения. Разберем подробнее:

1. В глаголах прошедшего времени женского рода окончание ударное:

В глаголах прошедшего времени женского рода окончание ударное

Например: началА, понялА, обогналА.

Но:

  • отослАла
  • клАла
  • ржАла
  • крАла
  • слАла
  • послАла

Но если в глаголах прошедшего времени появляется приставка "вы-", она становится ударной: вЫбрала

2. В глаголах на "-ить" ударение падает на личные окончания. 

К примеру,

  • звонить – звонИшь, звонИт, звонИте, звонЯт;
  • облегчить – облегчИшь, облегчИт, облегчИте, облегчАт;

Есть исключения: опОшлить, освЕдомиться.

3. Окончание в кратких страдательных причастиях женского рода окончание будет ударным:

  • занятА, 
  • созданА, 
  • нажитА

4. Если глагол произошел от прилагательного, "-ить" будет ударным:

  • легкий – облегчИть
  • бодрый – ободрИть
  • глубокий – углубИть

Но: озлОбить.

Как в действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом «-вш-», так и в деепричастиях гласная перед суффиксом будет ударная:

  • начАвший, понЯвший, прожИвший
  • начАв, понЯв, прожИв

Исключение: исчЕрпав.

В этих словах приставка ударная:

  • изОгнутый, 
  • зАгнутый, 
  • сОгнутый

Корень "-бал-" является безударным, соответственно: избалОванный, балОванный, набаловАть, балУясь, баловАть.

Обычно в заимствованных словах последний слог является ударным: еретИк, диспансЕр, жюрИ, квартАл, жалюзИ, бюрО, партЕр

Следует запомнить группы слов с одинаковой ударной частью:

  • водопровОд - мусоропровОд - газопровОд - нефтепровОд,
  • столЯр - школЯр - малЯр,
  • каталОг - диалОг - монолОг - эпилОг

Но: анАлог

Ударение остается неизменным даже при склонении в существительных:

  • бАнт – бАнтом
  • шАрф – шАрфами
  • аэропОрт – аэропОртов
  • тОрт – тОрту

Приставка "за-" ударная:

  • зАгодя, зАтемно, зАсветло.

Исключение: завИдно.

Приставка "до-" ударная:

  • дОверху, дОнизу, дОсуха.

А в этих словах нет: докраснА, добелА, донЕльзя.

Частые ошибки

докраснА, добелА, донЕльзя.

Частые ошибки

А вот перечень самых "популярных" ошибок среди сдававших ЕГЭ, постарайтесь запомнить их произношение:

  1. отключАт, включИт,
  2. слИвовый, кАшлянуть,
  3. пломбировАть, кровоточИть,
  4. бАрмен, Иконопись,
  5. давнИшний, прибЫвший,
  6. диспансЕр,фенОмен,
  7. исчЕрпать, исчерпАвший,
  8. сверлИт, завИдно,
  9. закУпорить, облегчИть,
  10. красИвее, кУхонный

Общие правила для запоминания:

обязательно проговаривайте слова вслух, также можно записать на диктофон и слушать во время прогулки, попросить кого-то, чтобы прочитал эти слова, либо пропеть их;

придумайте рифмы к словам, которые плохо запоминаются. Например,

На самоизоляции ели тОрты - сейчас не налезают шОрты.

если вы обладаете хорошей визуальной памятью, выпишите трудные случаи и выделите в них ударную букву.

Задание 5

Это задание не относят к самым трудным заданиям: при внимательном чтении неверный ответ бросается в глаза. Но бывает, что некоторые пары паронимов всерьёз озадачивают школьников.

паронимы - это схожие по звучанию и написанию слова, но разные по смыслу

Итак, паронимы - это схожие по звучанию и написанию слова, но разные по смыслу.

Хотите правильно выполнить задание - внимательно и вдумчиво прочитайте каждое предложение. Далее подберите к выделенному слову синонимы, либо антонимы и сделайте вывод, то ли слово употреблено в предложении. Напоследок запишите слово, которое оказалось ошибочным, неподходящим по смыслу.

Важный момент: довольно часто встречаются прилагательные на -ИЧНЫЙ и -ИЧЕСКИЙ:

  • гармоничный – гармонический, 
  • артистичный – артистический, 
  • практичный – практический.

Подсказка: обычно прилагательные на -ИЧНЫЙ – сочетаются с одушевленными существительными, а на -ИЧЕСКИЙ – с неодушевлёнными предметами: практический совет – практичный человек, гармоничная личность – гармонические колебания.

Обратите внимание!

  • Информационный портал, но информативный материал.
  • Нетерпимый человек, но нестерпимая боль.
  • Надеть валенки, но одеть малыша
  • Полный невежда в математике, но грубый и неотесанный невежа.

Задание 7

Морфологические нормы - это правила образования грамматических форм частей речи. Вам нужно будет найти неправильно примененное слово, затем внести в бланк исправленный ответ.

Остановимся на самых трудных случаях подробнее.

Следует запомнить:

1. Глаголы победить, затмить, убедить, пылесосить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить не имеют форму 1 лица ед. ч. (никаких победю!)

2. В возвратных формах глаголов после гласной прибавляется -сь, не -ся: встретились, хотелось, поздоровалась.

Неверно: "хотелося";

Правильно употреблять только "извините" (в корне неверно "извиняюсь").

3. Верные формы повелительного наклонения:

поезжай (нельзя: ехай, едь, езжай), помаши, разъезжайтесь, положи, ляг ("ляжте" - не надо так)

4. Образуйте прошедшее время в этих глаголах без суффикса -ну-, так как он имеет значение разового действия (прыгнул): окреп, намок, просох (неверно: окрепнул, просохнул, намокнул).

5. Числительное "обе" должно использоваться в паре лишь с существительными ж.р.: обе девочки, обе палатки. Форма "оба" для существительных м. р. и ср.р.: оба мальчика, оба тигра. Нельзя сказать:" Вы обои идите сюда"

6. Не смешивайте простую и сложную формы превосходной степени прилагательного: самая прекрасная девушка / прекраснейшая девушка (нельзя: самая прекраснейшая девушка)

7. Нет такой формы притяжательного местоимения "ихний", верно только их: их дом.

8. Не забывайте склонять обе части сложного числительного: около шестисот зрителей. Неверно: у меня нет пятьсот рублей. (пятисот)

9. Нужно запомнить пары предлогов: у "В" - "Из", а у "На" - "С". Поэтому идти В школу- возвращаться ИЗ школы; пойдем на крышу, упало с крыши.

10. Обратите внимание: хотящий, полощущий, машущий, (неверно: полоскающий, махаюший, хочущий);

11. Невозможно образовать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

12. Верно: скучаю по вас, по тебе, скучали по нас (нельзя: скучаю о вас, скучаю за тобой). Допустимо: скучаю по вам.

13. Нужно: заплатить за проезд, оплатить проезд (нельзя: оплатить за проезд).

14. Верно: отзыв о чём-либо, рецензия на что-либо. Отзыв о магазине. Рецензия на дипломную работу.

Правильно выполнить задание поможет внимательное прочтение. Затем выясните часть речи выделенных слов, от этого зависит правило.

Вспомните правило, подходящее под ваше задание. Исключите неправильные варианты. Начните с прилагательных, числительных, глаголов, а существительное оставьте напоследок.

Задание 8

К самым трудным заданиям ЕГЭ по русскому языку в тестовой части учащиеся относят 8 задание.

Оно направлено на выявление грамматических ошибок, то есть ошибок в построении слов, словосочетаний, предложений. Осложняется оно тем, что нужно обнаружить предложение с ошибкой и определить вид ошибки. А для этого необходимо владеть терминологией: различать деепричастный и причастный обороты, знать, что такое сложное предложение, однородные члены и прочее.Выявление грамматических ошибок

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

  • Увидели перед собой предлоги: согласно, вопреки, благодаря, наперекор? Смело ставьте после него существительное исключительно в дательном падеже: согласно (чему?) конституции, вопреки договору.
  • После предлога "по" в значении «после чего-либо» употребляйте существительное в предложном падеже: по прибытии, по окончании, по приезде, по прилёте.

2. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Деепричастие обозначает добавочное действие к основному и выполняет эти действия одно лицо (предмет).

Неправильно: Посмотрев телевизор, за окном пошёл дождь. (Дождь явно не смотрел телевизор.)

Деепричастный оборот может употребляется в безличном предложении, только если сказуемое в нём выражено неопределенной формой глагола.

Неправильно: Слушая грустные мелодии, ему стало тоскливо.

Верно: Выходя из дома, не забудьте выключить газ.

Если в главном предложении сказуемое - краткое страдательное причастие, то деепричастный оборот заменяется придаточным предложением:

Вернувшись с прогулки, мальчик был наказан родителями.

Правильно: Когда мальчик вернулся с прогулки, его наказали родители.

3. Ошибка в построении предложения с однородными членами предложения

однородные члены управляют разными падежами (имеют одно и то же зависимое слово).

Неправильно: В парке я увидел (кого) и обрадовался (кому) старому приятелю.

Правильно: В парке я увидел старого приятеля и обрадовался ему.

ошибка в употреблении двойных союзов: как.., так и; не только..., но и; если.., то.

Неправильно: Мы увидели не только раннее заявленных животных, но новорожденных тигрят. (не хватает союза И).

Нередко бывает ошибка, когда первая часть двойного союза относится к другому члену предложения, хотя должна относиться к однородному члену предложения. 

Сравните:

  • Администрация не только поблагодарила учеников, но их родителей.
  • Администрация поблагодарила не только учеников школы, но и их родителей.

В предложении с ошибкой первая часть двойного союза должна относится к однородному дополнению учеников, а не к сказуемому.

4. Ошибка в построении сложного предложения

  • Избыточное указательное слово в главном предложении:

Я думаю то, что они мне солгали.

  • Употребление не того союза или союзного слова:

Перед тем чтобы выступить с докладом, необходимо подготовиться. (На месте "чтобы" верно употребить союзное слово как)

  • Смешение главного и придаточного предложений:

Моя сестра Маша уже прочитала произведение Тургенева "Муму", которая учится в третьем классе

Правильно: Моя сестра Маша, которая учится в третьем классе, прочитала произведение Тургенева "Муму".

Итак, чтобы заработать 5 первичных баллов за 8 задание вам нужно:

  1. Внимательно ознакомиться с заявленным перечнем грамматических ошибок.
  2. Прочитать все представленные в задании предложения.
  3. Исключить предложения без ошибок.
  4. Поочередно прочитать предложения с ошибками, сопоставить с перечнем грамматических ошибок.
  5. Записать верный ответ.

В подготовке к ЕГЭ по русскому необходима регулярность занятий и самодисциплина. Постоянное выполнение заданий повышает не только подготовленность, но и уверенность в своих силах. А если по каким-то причинам вы не можете организовать свое обучение - добро пожаловать к нам на курсы по подготовке к ЕГЭ!

 

Все мероприятия

22.12.2023
12:16
23 задание ЕГЭ по информатике
Основой алгебры логики (и 23 задания ЕГЭ) являются логические высказывания
Читать далее
09.08.2023
16:46
Неочевидные, но вероятные: ошибки, которые вы допускаете, еще не начав сдавать ЕГЭ
Читать далее
27.07.2023
13:27
Аргументы ЕГЭ по теме «отцы и дети»
Рассмотрим лучшие примеры из художественных произведений
Читать далее
23.08.2022
18:03
С каким набором предметов ЕГЭ проще всего поступить в вуз?
Расскажем о выборе предметов ЕГЭ
Читать далее
18.08.2022
15:40
Как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку, чтобы сдать на 80+ баллов
Расскажем о самых эффективных способах подготовки
Читать далее
05.05.2022
18:35
На какие специальности можно поступить с ЕГЭ по английскому?
Изучаем направления, доступные для сдающих иностранный язык
Читать далее