Чтобы успешно справиться со 2-м заданием ЕГЭ по русскому языку 2020 года, в первую очередь школьник должен знать всю необходимую теорию по теме «средства связи предложений в тексте».
1) Лексические средства связи:
- лексический повтор: У калитки спал серый пёс. Этот пёс был уже очень стар.
- однокоренные слова: Наша страна имеет многовековую историю, богатую культуру. А главное богатство – это народ.
- слова из одной смысловой группы: Зима здесь суровая. Морозы достигают 50 градусов, а снег лежит до самого июня.
- синонимы: Мы насобирали в лесу ведро лисичек. Грибы оказались очень вкусными.
- антонимы: Недруг поддакивает. Друг спорит.
- описательные обороты: И вот сидел он перед ними. Невысокий, не по-зимнему смуглый, скуластый, со светлым прищуром серых русских глаз.
2) Грамматические средства связи:
- личные местоимения: Собака вскочила и перестала лаять. Ей сегодня были непонятны люди, сердитые и противные.
- указательные местоимения: Колибри имеет невероятно быстрый обмен веществ. Это нужно ей для выработки энергии, чтобы так часто взмахивать крыльями.
- местоименные наречия: Пройдя несколько шагов, я увидел огоньки. Пошёл туда.
- союзы: За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно.
- частицы: Это был не дом, а именно дощатый двор, образованный обступавшими его постройками. Только фасад жилой избы с шатровой четырехскатной крышей да ворота выходили на улицу.
- вводные слова: Мы боялись опоздать на поезд. К счастью, все обошлось.
- единство видовременных форм глаголов: Он жил по одному порядку. Вставал рано. В любое время года обливался холодной водой и повсюду возил с собой свою собаку.
- Неполные предложения с отсылками к предыдущим элементам текста: У обочины стоял трактор. Рядом мотоцикл, а возле него человек.
- Синтаксический параллелизм, при котором следующие друг за другом предложения построены сходным образом: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?
Шпаргалки
Итак, какие шпоры по 2 заданию ЕГЭ по русскому языку вам пригодятся?
Таблица: Вводные слова, союз, частица, наречие
Вводная конструкция, частица, местоимение, наречие, союз |
В каком значении используются |
ДРУГИМИ СЛОВАМИ, ПРОЩЕ ГОВОРЯ, ОДНИМ СЛОВОМ |
Перефразирование |
БОЛЕЕ ТОГО |
Дополнение |
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОЭТОМУ, ОТТОГО, ИТАК, ЗНАЧИТ |
Вывод |
НЕ СЛУЧАЙНО |
Указание причины |
НАПРИМЕР, ТАК |
Пояснение |
ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ИБО, ПОСКОЛЬКУ |
Описание причины |
ТО ЕСТЬ, ВЕДЬ, А ИМЕННО |
Уточнение |
ОДНАКО, НО, НАОБОРОТ, НАПРОТИВ, ЗАТО |
Противопоставление |
ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ, НЕСМОТРЯ НА ЭТО |
В уступительном значении |
ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ |
Указание порядка изложения |
ДАЖЕ |
Усиление |
Предлагаем небольшую шпаргалку с частями речи, которые обязательно нужно знать для выполнения 2-ого задания ЕГЭ по русскому языку.
Части речи
- Вводные конструкции выражают связь с контекстом, отношение или оценку автора, дает информацию об источнике. Вводные слова не связаны с членами предложения, к ним невозможно задать вопрос. Например: к счастью, безусловно, таким образом, во-первых.
- Наречия – отвечают на вопросы как? когда? куда? где? зачем? почему? Например: очень, здесь, сейчас, потом, завтра, всегда, хорошо, быстро, мало, по-мужски, вместе.
- Местоимения – указывают на предмет, признак, количество. Например: я, ты, он, мы, мой, наш, его, ее, себя, тот, этот, столько, каждый, никто, кто-нибудь, некоторый, кто, что, кому, сколько.
- Союзы:
- сочинительные (соединяют равноправные элементы и части предложений): и, но, зато, однако, либо, притом, то есть;
- подчинительные (соединяют главную и второстепенную части сложного предложения): что, чтобы, когда, если, хотя, как будто, потому что, где, куда.
- Частицы – придают оттенки значений словам, образуют формы слова: бы, пусть, не, ни, разве, ведь, неужели, вот, вон, даже и т.д.
В задании 2 ЕГЭ 2020 по русскому языку требуется подобрать вводное слово (частицу, наречие, сочинительный союз, подчинительный союз, местоимение) на место пропуска в предложенном тексте. Это подразумевает, что ученик должен знать все части речи, уметь их определять и отличать друг от друга. Этому и многому другому вы можете научиться на наших курсах по подготовке к ЕГЭ.
Примеры
Рассмотрим некоторые примеры заданий 2 из ЕГЭ по русскому языку:
Пример 1. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.
(1) Многие рыбы, обитающие в пресных водах, требовательны ко многим условиям: температуре воды, степени ее чистоты, интенсивности течения, наличию укрытий. (2) <...>, золотой карась предпочитает тихие озера с обильной растительностью на дне, а судак в непроточных водоемах практически не водится.
Так как второе предложение поясняет то, о чем говорилось ранее, на месте пропуска можно употребить вводные слова: так, например, к примеру.
Пример 2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста.
(1) Водные процедуры не обладают специфическим лечебным действием. (2)<...>, при систематическом их применении они весьма благотворно влияют на нервную систему, тонизируют ее и тем самым укрепляют и нормализуют функции всего организма и отдельных органов и систем.
Вместо пропуска следует поставить противительный союз «но» или «однако».
Как решать 2-ое задание ЕГЭ по русскому языку
- Внимательно и вдумчиво прочитайте весь текст;
- Попытайтесь понять, как связано предложение, в котором есть пропуск, с предыдущим текстом;
- Подберите подходящую категорию слов (воспользуйтесь таблицей);
- Обратите внимание на то, какой частью речи должно быть пропущенное слово, подставьте подходящий вариант.
Чтобы справиться со 2 заданием ЕГЭ по русскому языку требуются не только знание теории, но и практика. На наших курсах по подготовке к ЕГЭ мы проработаем все типовые варианты заданий. Кроме того, у нас вы найдете курсы и по всем остальным предметам – математике, физике, химии, иностранному языку, биологии и др.
Содержание данной статьи носит ознакомительный характер. Для подготовки к сдаче ЕГЭ пользуйтесь дополнительными источниками информации!