Экология — один из разделов биологии. Он описывает отношения организма со средой, своими сородичами, другими биологическими видами. Экология — одна из важнейших наук в современном мире, поэтому создатели ЕГЭ не могли не добавить вопросы по ней в экзамен. Встречаются номера, касающиеся среды обитания, видообразования, критериев вида, биосферы, способов питания и взаимодействия организмов. Если вы хотите получить высокие баллы, нужно уделить внимание подготовке к ЕГЭ по экологии. Это можно сделать самостоятельно, а можно записаться на курсы подготовки в Москве. На них учиться проще, так как с вами занимается преподаватель. В статье разберем теорию по экологии в ЕГЭ по биологии.
Задание 1: биологические термины и понятия
Экология в ЕГЭ встречается в номере 1. В нем необходимо дополнить схему, вставив на место пропуска подходящее понятие. Особенность номера в том, что в нем встречаются вопросы из всех разделов науки. Может попасться как цитология, так и эволюция. Первая тема, рассматриваемая в рамках экологии в ЕГЭ по биологии — способы питания:
- автотрофы. Сами производят питательные вещества, образуя их из неорганических соединений: углекислого газа, азота, серы, воды, минеральных солей. Сюда относятся растения, небольшая часть бактерий. Растения и цианобактерии используют фототрофный тип питания, то есть проводят синтез на основе солнечной энергии. Существуют также хемотрофные бактерии, использующие энергию химических превращений;
- гетеротрофы. Потребляют готовые органические вещества, произведенные другими организмами. К ним относятся животные, грибы, большинство бактерий. Фаготрофы способны употреблять твердые куски пищи. Это все животные. Грибы и бактерии относятся к осмотрофам. Они всасывают органические вещества из растворов, используя проницаемые клеточные стенки;
- миксотрофы. Это организмы со смешанным типом питания. Они могут синтезировать органические вещества, а могут находить их в готовом виде. Таких организмов немного, ученые считают их переходными между растениями и животными. Это эвгленовые водоросли, насекомоядные растения (например, венерина мухоловка).
Гетеротрофы — разнообразная группа организмов. В рамках теории по экологии для ЕГЭ нужно подробнее изучить их классификацию:
- биотрофы. Эти животные употребляют в пищу живые организмы. В случае фитофагов это растения, зоофагов — другие животные. Существуют паратрофы — другое название паразитов, обитающих внутри хозяина и питающихся продуктами их жизнедеятельности;
- сапротрофы. Едят выделения животных (жук-навозник), органические вещества, образующиеся при разложении мертвых организмов (гиена, гриф-стервятник) или детрит (дождевой червь).
Еще один важный вопрос для подготовки к экологии касается биологических взаимодействий видов.
Взаимодействие |
Суть |
Подвиды |
Пример |
Нейтрализм |
Виды независимы, никак не влияют друг на друга |
— |
Белка и лось, живущие в лесу |
Взаимополезное |
Связь выгодна обоим организмам |
Протокооперация |
Актиния использует рака как средство передвижения, при этом защищая его |
Симбиоз |
Микориза — связь между грибницей и корнями дерева |
||
Мутуализм |
Единственное животное, способное опылять клевер — шмель |
||
Комменсализм (полезно-нейтральное) |
Комменсал получает пользу, не вредя и не помогая хозяину |
Нахлебничество |
Рыбы-прилипалы едят то, что не доели акулы |
Сотрапезничество |
Растение потребляет органические вещества, полученные в ходе разложения почвенными бактериями |
||
Квартиранство |
Бромелия растет на стволах деревьев |
||
Полезно-вредное |
Один вид получает пользу, угнетая другой |
Паразитизм |
Трутовик, растущий на березе |
Хищничество |
Лев ловит и ест зебр |
||
Конкуренция (взаимовредное) |
Виды борются за одни и те же условия, угнетая друг друга |
Межвидовая конкуренция |
Сорняки и культурные растения конкурируют за воду, удобрения |
Внутривидовая конкуренция |
Каждая береза пытается получить больше света |
||
Аменсализм (нейтрально-вредное) |
Один вид угнетает другой, не получая ни вреда, ни пользы |
— |
Ель затеняет растущие под ней растения, но ей это безразлично |
В заданиях ЕГЭ по биологии встречается классификация водных организмов. Нужно запомнить, что они делятся на три группы: планктон, нектон и бентос. Планктон пассивно передвигается за счет течения воды, это могут быть растения (водоросли) и животные (одноклеточные, рачки). Нектон передвигается активно — рыбы, моллюски, черепахи, амфибии. Бентос живет на дне и в грунте. Это водоросли, моллюски, морские звезды. Последний вопрос — классификация растений по отношению к воде:
- гидатофиты — обитают под водой (роголистник);
- гидрофиты — живут на поверхности воды (кувшинка);
- гигрофиты — предпочитают влажные места суши (папоротник);
- мезофиты — растут в умеренно-влажных местах (тысячелистник);
- ксерофиты — обитают в засушливых регионах (кактус).
Примеры из ЕГЭ
С теорией разобрались, решим несколько задач по экологии из ЕГЭ по биологии.
Задание 1.
Решение. Пропущенный термин относится к понятию «автотрофы». Фототрофы — организмы, получающие энергию из солнечного света. Не хватает хемотрофов, преобразующих энергию химических реакций.
Ответ: хемотрофы.
Задание 2.
Решение. Рассматриваем сапротрофов. Они могут питаться экскрементами (такой ответ уже есть, копрофаги), мертвыми организмами (тоже есть, некрофаги). Остается питание детритом, следовательно, пропущенный термин — детритофаги.
Мы разобрали задания по экологии, изучили теорию к первому номеру. Она встречается не во всех вариантах, но если вы не хотите ошибиться на ЕГЭ, нужно выучить ее. Конечно, весь материал по экологии невозможно представить в одной статье. Его изучением занимаются на подготовительных курсах. Записавшись на них, вы повысите свои шансы на высокие баллы.