Подготовка к ЕГЭ 2020 подходит к своему логическому завершению. Самое время закрепить полученные знания. Наша статья по экспресс подготовке к ЕГЭ по русскому языку будет полезна вам накануне экзамена, когда вы уже изучили основные вопросы и нужно только мельком посмотреть, чтобы освежить в памяти материал и ещё раз обратить внимание на трудные случаи.
Орфоэпические нормы
Если вы не уверены в произношении какого-либо слова, обязательно сверяйтесь со словарем. Как говорит большинство - далеко не показатель нормы.
- каталОг
- вероисповЕдание
- о деньгАх, деньгАми
- договОр
- еретИк
- Искра
- квартАл (во всех значениях)
- обеспЕчение
- срЕдства
- украИнский
- ходАтайство
Обратите внимание: языкОвая колбаса, но языковОй барьер; запАсный выход - запаснОй игрок.
Совет: Чтобы было легче запоминать слова с ударениями, придумайте свои предложения с примерами, подберите рифмы.
Паронимы
Паронимы - схожие по звучанию и написанию слова, но имеющие разное значение.
Если перед вами паронимы, различающиеся приставкой или суффиксом, выделите основу в этих словах и подумайте, какое значение придает слову приставка/суффикс.
Например, суффиксы -ущ/-ющ, -ащ/-ящ указывают на исполнителя действия: пишущая ручка.
Отметьте для себя слова, стоящие рядом с паронимом: опираясь на них, можно вычленить значение слова и понять, правильный ли пароним применен.
Эти паронимы нужно запомнить, так как значение их различно:
- Адресант (тот, кто отправляет письмо) - адресат (тот, кому предназначено письмо);
- Невежа (грубый, невежливый человек) - невежда (малообразованный человек, неуч);
- Дипломат (лицо, занимающееся дипломатической службой) - дипломант (лицо, награжденное дипломом за какие-то успехи);
- Искусный (умелый) - искусственный (ненатуральный);
- Диктант (письменная работа) - диктат (требование, указание).
Не забудьте заглянуть в словарик паронимов ФИПИ, чтобы ознакомиться со списком паронимов, встречающихся на экзамене.
Правильное образование формы слова
Задание под номером 6 в ЕГЭ проверяет усвоение выпускником морфологических норм. А это значит, что вам нужно повторить:
1. у существительных:
- множественное число (договор-договоры; профессор - профессора, бухгалтер - бухгалтеры).
- образование Р.п., (килограммОВ, помидорОВ, носкОВ, но чулок, яблок, грузин, сапог)
- род неизменяемых существительных (роскошный тюль, широкая авеню; новое бра);
- употребление склоняемых (встретиться с Олегом Кимом, но разговориться с Ольгой Ким) и несклоняемых имен собственных (музыка Вивальди, проза Шевченко).
2. у прилагательных:
образование сравнительной и превосходной степеней сравнения (самый красивый/ красивейший, неправильно: самый красивейший; не красивше, а красивее.
3. у числительных:
- склонении сложных числительных ( до шестисот шестидесяти рублей),
- употребление собирательных числительных (двое брюк, оба друга)
4. образование формы местоимений; у нее (неверно: у ней), их (не ихний),
5. у глаголов:
- образование личных, (неверно: победю, махает
- верно; буду побеждать, машет )
- возвратных форм глаголов; ( неверно: хотелося)
- образование повелительного наклонения (поезжай, ляг, лазь);
6. образование причастий (ошибочно: хочущий, махающий, верно: хотящий,машущий);
7. образование деепричастий (неверно: поезжая, нужно поехав);
8. образование наречий (оттудова - оттуда).
Грамматические ошибки
Рассмотрим ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм:
- Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. (Неверное употребление деепричастного оборота);
- Они хотели, чтобы когда наступит лето, поехать к морю. (Использование 2 подчинительных союзов рядом)
- Я подозреваю то, что они меня обманули. ( Лишнее уважительное слово);
- Пятьдесят один студент участвовали в конкурсе. (При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое употребляется в ед. числе)
- При подлежащих ряд, часть сказуемое имеет форму ед.числа
- ( Ряд предложений не согласован; часть студентов не получила);
- При словах много, мало, немного, немало, сколько, столько, несколько сказуемое в ед.числе. (Много студентов участвовало)
- Мы были на озере Байкал. (склоняется только определяемое слово - озеро).
Пропущенная буква - ряд орфограмм
Это задание на правописание приставок. Ваша задача найти не менее двух рядов, в которых все слова соответствуют заданию.
- сбить, надписать, дочитать(неизменяемые приставки);
- безусловный, бессильный (правописание приставок зависит от последующей буквы);
- прабабушка (пра в значении "первоначальный) - проректор;
- претендент, престиж, президент, привилегия, приоритет (пре- и при- входят в состав корня);
- отыграть, безынтересный ( и меняется на ы после добавления приставки на согласную)
- Исключение: взимать
- после иноязычных приставок и приставок меж-, сверх- сохраняется буква и
- сверхинтересный, суперигра
- после приставок перед буквами е, ё, ю, я пишется Ъ: объявление, подъезд
- в сложных словах с числительными трехъярусный.
- В остальных случаях разделительный Ь: воробьи
Обратите внимание: сэкономить, сымитировать, претворить в жизнь, но притворить дверь, ни зги, здесь, дезинфекция
НЕ с разными частями речи
1. С существительными, прилагательными и наречиями "НЕ" пишется СЛИТНО:
- невзгоды / ненавистный / нелепо (не употребляется без не);
- нерешимость, неправдивый , недалеко (можем заменить синонимом без не),
РАЗДЕЛЬНО:
- Не правда, а ложь ( есть противопоставление),
- Вовсе не веселый рассказ (к прилагательному относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не).
2. С местоимениями:
- несколько, ничей (после не нет предлога),
- не с кем, не от кого ( Не отделяются предлогом)
3. С глаголами, краткими причастиями и деепричастиями раздельно: не знаю, не выполнено, не двигая.
Без НЕ не употребляется - пишем слитно: негодовать, ненавидящий, ненавидя.
4. С причастиями раздельно, если:
- подразумевается либо есть противопоставление с союзом А: не законченное, а начатое собрание,
- есть зависимое слово: не построенная мальчиком башня,
- есть слова далеко не, отнюдь не, вовсе не: отнюдь не законченное упражнение.
Слитное и раздельное написание разных частей речи
Чтобы правильно выполнить задание 14, необходимо верно определить часть речи выделенного слова: от этого будет зависеть написание слова.
- Иметь в виду (существительное с предлогом) - ввиду обстоятельств (предлог);
- Положить деньги на счет (сущ+предлог) - поговорить насчет Вити (предлог);
- Также, тоже, зато, оттого, чтобы - предлоги пишутся слитно.
- Спрячься за то дерево; сказал то же, что и вчера (предлог+местоимение);
- Если в наречиях есть приставка Во-, По-, В- в сочетании с суф. -ОМУ, -ЕМУ, -ИХ, - ЫХ, -И будут писаться через дефис: во-вторых, по-лисьи
- Частицы даже, разве, неужели пишутся слитно,
- же, бы, ли, будто раздельно (лишь бы, как будто)
- -то, -либо, -нибудь, кое- через дефис (кое-как, кто-нибудь,
- Контр-адмирал, перекати-поле (исключения),
- пароход (сложное слово с соедин. гласной), антивирус (иноязычный элемент), сельскохозяйственные (образовано из словосочетания), трехкратным (первая часть- числительное).
- полторта (пол + сущ. на согласную, кроме Л (пол-лимона) и слов на гласную (пол-ананаса).
Типы подчинения придаточных
Чтобы верно расставить знаки препинания в А19, нужно выделить грамматические основы, найти главную и придаточную часть.
1. Если придаточное предложение стоит перед главным либо после него, то необходимо поставить одну запятую, если придаточное разрывает главное, то две.
Пример: Город, куда мы прибыли на заре, был на удивление оживлен.
Если придаточных предложений несколько, то следует выявить тип подчинения. От типа подчинения будет зависеть расстановка знаков препинания в предложениях.
2. При параллельном и последовательном подчинении придаточных запятой отделяется каждое придаточное предложение.
Пример: Как только Люся проснулась, дома началось такое оживление, что усидеть на месте я уже не мог.
3. Запятые в предложении с однородными придаточными выделяются также, как и однородные члены в простом предложении.
Пример: Вечером мама поведала, что вчерашний ураганный ветер у соседей снес крышу и старая яблоня, не выдержав такого напора, рухнула.
4. Если между однородными придаточными нет сочинительных союзов, то между ними ставятся запятые.
Пример: Кто не любит запах земли после долгожданного дождя, кто не млеет от запаха свежескошенного сена, тот не провел свое детство в деревне.
5. При соединении двух однородных придаточных союзом И, ЛИБО, ИЛИ, ДА=И, между придаточными запятая не ставится.
Пример: Что нас ждало впереди и как это отразится на наших отношениях, мы еще даже не догадывались.
6. Не влияет на постановку запятой отсутствие второго подчинительного союза.
Пример: Когда раздался удар грома и яркая вспышка молнии озарила всё вокруг, мы разом оглянулись и обнаружили пропажу.
7. Запятая ставится между двумя рядом стоящими подчинительными союзами или между союзным словом и подчинительным союзом, если за придаточной частью не следует вторая часть двойного союза то или так.
Пример: Оля так привыкла к ежедневным занятиям, что, когда наступали когда-то долгожданные ею выходные, она ходила из угла в угол.
8. Если же за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза то, так, то запятая между двумя союзами не ставится.
Пример: Бабушка помнила, что я люблю приготовленные ею пирожки и что если она не успеет их приготовить, то я жутко расстроюсь.
Желаем вам успешной сдачи экзамена, да прибудут с вами знания!