Блог

Социальные институты — теория для ЕГЭ
18.11.2020
01:11

Социальные институты — теория для ЕГЭ

Социология — один из разделов обществознания, проверяемых на ЕГЭ. Школьники считают его достаточно простым, часто выбирают при написании эссе. В рамках этого блока нужно знать социальные статусы, роли и группы, понимать особенности социализации и разбираться в социальных лифтах. В ЕГЭ по обществознанию встречаются и социальные институты. С этой темой у выпускников бывают проблемы, так как в ней много нюансов. Идеально выучить их можно лишь с помощью опытного преподавателя, например, на курсах. В таком случае подготовиться к экзамену куда проще. А мы разбираем теорию и решение заданий по теме «Социальные институты» по обществознанию.  

Что такое социальный институт

Социальный институт в обществознании — это форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе. Проще говоря, институт в обществознании — это некое образование, например, орган власти или учреждение. К этому понятию относится даже семья. Его суть в том, чтобы решать какие-то вопросы людей, регулировать их отношения в обществе. 

Институты закрепляют роли и статусы людей в обществе. Как вы наверняка знаете, у одного человека может быть несколько ролей — они определяются тем, с точки зрения какой организации человек рассматривается. Например, молодой человек 20 лет может быть одновременно студентом (с точки зрения университета), гражданином (с точки зрения власти) и сыном (с точки зрения семьи). Каждая социальная роль добавляет свои нормы. Некоторые из них существуют только на словах (это отношения внутри семьи), некоторые — задокументированы (различные своды законов). Первую группу называют неформальными, вторую — формальными. При нарушении норм возникают санкции. 

функции социальных институтов в егэ по обществознаниюФункции социальных институтов в обществознании: 

  • регулирование общественных отношений. Участниками отношений могут быть индивиды, группы, социальные образования;
  • создание правил. В рамках каждого социального образования есть свои нормы поведения. Они помогают контролировать общество, сохранять стабильность;
  • интегрирование. Суть организаций в контакте людей и преследовании ими общих целей, что способствует объединению;
  • передача опыта. Люди, давно существующие внутри организации, могут передавать знания и умения тем, кто только попал в него (отношения учитель-ученик в школе, стажировки на работе);
  • социализация — вступление в социальную группу помогает детям быстрее адаптироваться к жизни. Это происходит за счет существующих норм и контакта с другими людьми;
  • коммуникация — люди общаются внутри института, происходит взаимодействие и между разными образованиями. Это позволяет передавать информацию. 

В целом, существование институтов направлено на удовлетворение социальных потребностей. Любые перемены в обществе тоже начинаются на уровне социальных образований. Еще один момент, связанный с темой «Институты» в ЕГЭ по обществознанию — признаки

  • установленные образцы поведения. В школах принято получать знания, а в церкви — молиться;
  • культурные символы. На уровне семьи такими символами становятся процедура заключения брака, обручальные кольца. На уровне государства — герб, гимн и флаг;
  • кодексы поведения. Как мы уже говорили, они могут быть устными и письменными. Примеры: школьный устав, брачный договор, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности;
  • идеология. У каждого института есть свои принципы и ценности. В отличие от норм поведения, они не являются строгими правилами, а скорее указывают на цель существования. Например, ценностями семьи являются любовь, помощь и поддержка;
  • культурные черты. В данном случае подразумеваются предметы или явления, которые обеспечивают существование института, достижение его целей. В случае со здравоохранением это будут поликлиники, больницы и аптеки, и с образованием — школа, учебник, кабинет.

Виды

Следующий важный блок — виды социальных институтов в обществознании. Их делят на 4 основные группы, которые мы разберем с помощью таблицы: 

Вид

Что конкретно регулируют

Примеры конкретных институтов

Экономические

Производство товаров и услуг, их распределение между людьми

Производство, рынок, собственность, деньги, хозяйственные отношения

Политические

Общественные отношения. Регуляция осуществляется с помощью власти

Власть, партия, суд, армия, местное самоуправление

Социальные

Численность и воспроизводство населения, создание семьи, распределение общественных благ, ресурсов и ролей

Семья, брак, наследство, досуг, здравоохранение, социальная защита

Духовные

Культурная жизнь общества, ее развитие и воспроизводство, культурное воспитание людей

Образование, школа, университет, СМИ, религия, искусство

Семья как социальный институт

Семья является основным институтом общества, она же представляет собой минимальную ячейку общества. Вообще, семья — основанная на браке и на кровном родстве группа людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Современные семьи в основном являются моногамными (одна женщина и один мужчина), но существуют и полигамные (многоженство), полиандрические (многомужество). Первой формой семьи была патриархальная, то есть с мужчиной во главе. Сейчас большинство семей являются супружескими (равноправными). При этом большие семьи, в которых проживали все родственники, сменились нуклеарными — муж, жена, дети. Семья проходит несколько этапов развития

  • Семья как социальный институт в егэ по обществознаниювступление в брак;
  • начало деторождения, то есть появление на свет первого ребенка;
  • окончание деторождения, то есть появление на свет последнего ребенка;
  • период «пустого гнезда», когда последний ребенок выделяется в отдельную семью;
  • смерть одного из супругов, что означает прекращение существования семьи.

Функции семьи как социального института в обществознании: 

  • репродуктивная. Одна из главных целей любой семьи — рождение здорового и сильного потомства;
  • воспитательная. Родители воспитывают детей, оказывают им эмоциональную поддержку, участвуют в первичной социализации;
  • экономическая. Супруги ведут совместное хозяйство, тем самым обеспечивая себе комфортную жизнь. Кроме того, они обязаны обеспечивать ребенка до совершеннолетия;
  • статусная. Рождаясь в семье, ребенок получает набор статусов: гражданство, национальность, место проживания, социальное положение. Тем не менее, некоторые из них человек может в будущем изменить;
  • эмоциональная. В семье человек удовлетворяет потребность в близости, тепле, общении, поддержке, заботе. Хорошие отношения между супругами, родителями и детьми помогают лучше справляться со стрессами;
  • защитная. Это касается всех сфер общества — интеллектуальной, духовной, физической, психологической, экономической. 

Образование как социальный институт

Тема «Институты» по обществознанию включает такой раздел, как образование. Образование — профессионально организованный процесс приобщения личности к нормам и ценностям господствующей в обществе культуры. Выделяют 3 основных элемента образования: образовательные учреждения (школы, вузы, колледжи, кружки, музыкальные и художественные школы), участники (педагоги и ученики) и сам учебный процесс. Политика РФ сейчас направлена на гуманизацию образования, повышение его качества, приближение к международному уровню, а также на введение вариативности. Основные образовательные учреждения в России

  • Образование как социальный институт в егэ по обществудошкольные — ясли, садики;
  • общеобразовательные — школы, лицеи, гимназии;
  • профессиональные — колледжи и вузы;
  • послевузовские — курсы повышения квалификации;
  • специальные (коррекционные) — для детей с проблемами в развитии;
  • дополнительные — центры детского творчества, кружки по интересам, музыкальные, спортивные и художественные школы.

 Основные функции института образования в обществознании: 

  • гуманистическая — выявление и развитие талантов;
  • профессионально-экономическая — подготовка специалистов в разных сферах;
  • социальная — приобретение индивидами социальных статусов;
  • культурная — раскрытие творческих особенностей, изучение культурных особенностей общества;
  • адаптационная — подготовка к жизни в обществе. 

Примеры заданий из ЕГЭ

Рассмотрим несколько вопросов по теме «Институты», которые могут встретиться во второй части. 

Задание 1. Охарактеризуйте главные социальные институты в обществознании. 

При ответе на этот вопрос нужно рассказать о 4 группах, на которые делят социальные образования. Для каждой нужно написать примеры и признаки, рассказать, что именно регулирует данный институт. 

Задание 2. Каковы основные черты социального института в обществознании? 

Нужно рассказать о 5 признаках (модели поведения, культурные символы, идеология, культурные черты, нормы поведения). Кроме того, нужно взять один конкретный институт, например, образование, и объяснить признаки на его примере. 

Теперь вы знаете, что такое социальный институт, а также разбираетесь в видах институтов в обществознании. Надеемся, что этот материал поможет вам в подготовке к ЕГЭ. Но если вы хотите набрать высокие баллы, лучше учиться с преподавателем на курсах, ведь там объясняют много нюансов. А если заниматься не только обществознанием, но и другими предметами, например, русским, поступление на бюджет гарантировано. 

Все мероприятия

23.08.2022
18:03
С каким набором предметов ЕГЭ проще всего поступить в вуз?
Расскажем о выборе предметов ЕГЭ
Читать далее
18.08.2022
15:40
Как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку, чтобы сдать на 80+ баллов
Расскажем о самых эффективных способах подготовки
Читать далее
05.05.2022
18:35
На какие специальности можно поступить с ЕГЭ по английскому?
Изучаем направления, доступные для сдающих иностранный язык
Читать далее
05.05.2022
14:26
Куда поступать с ЕГЭ по химии?
Сдав ЕГЭ по химии, можно поступить не только на медицинские специальности. В статье разберем все воз...
Читать далее
24.04.2022
11:01
Подготовка к ЕГЭ при вузе
Отвечаем на вопросы о подготовке к ЕГЭ в центре «Уникум» РУДН
Читать далее
23.04.2022
19:20
ТОП-5 причин выбрать курсы подготовки к ЕГЭ в центре «Уникум»
Почему школьники выбирают учебу в «Уникуме»? Расскажем в статье!
Читать далее